Книжицы за тендернутые денюжки

Ел. Тутушкина

 

Нет, пожалуй, отрасли народного хозяйства современной России, в которой не оставил бы своего неоднозначного следа пресловутый антигосударственный закон о госзакупках (ФЗ-94).

Даже Президент России уже публично заявил, что с ним (этим законом) надо что-то делать. Сколько грибов-поганок выросло на его благоприятной почве. Сколько денег он уже украл у государства, сколько бед и катастроф он принес Родине, сколько фирм и фирмочек кормится исключительно его несуразностями...

Не остались в стороне и уральские интеллектуальные проходимцы. Об этом — в фельетоне «Книжицы за тендернуьые денюжки», опубликованном в шестом номере журнала «Веси».


* * *


Я долго думала, как бы начать рассказ о современных уральских интеллектуальных проходимцах, чтобы было и ярко, и образно, и по существу. Например, так: «У пауков случился переполох...». Нет, не соответствует действительности. Переполох этот у пауков начался в конце 80-х годов прошлого века и до сих пор продолжается. Можно так: «Лёгкие порывы ветра колышут стальные трубы газораспределительной станции». Но, во-первых, лёгкие порывы — это не для нас. У нас как дунет-дунет, так до основания, а затем... А во-вторых, и распределительного-то у нас уже нет, и с каждым днём становится всё меньше и меньше. Так, одна большая труба в одном известном направлении... А можно по-смелому: «И в этот момент все увидели огромный, вставший из глубин животного подсознания прибор!». Так вообще банально! У нас сейчас куда не глянь, только эти приборы и видишь — и в прямом, и в переносном смысле. Так и не выбрав достойного начала, решила перейти к изложению сути, воспользовавшись проверенным приёмом ассоциаций. Но перед этим — лирическое отступление.

Как-то в конце уходящего 2010 года один большой чиновник N-ской области на собрании библиотекарей завёл речь о книгах. Мол, де не стоит сохранять эти рудименты сознания для потомков и современников, мол, не стоит взрослым и детям тыкать в грязные, пропахшие типографской краской, испачканные буквами страницы и тем самым развивать свои интеллектуальные отделы головного мозга. Правда, собрать все книги да сжечь он не рискнул предложить, но сдать в макулатуру посоветовал. Де и за помещения платить меньше надо будет казне. А там, глядишь, люди и вовсе о книгах забудут. Выйдя из шока, подумала, а может быть, не так уж он и не прав. Может быть, в своём суждении он основывался не на собственном упущенном в детстве воспитании, а на чём-то ином. И захотелось посмотреть, что же создают приближённые к его ведомству издатели...

 

Да, всё-таки не даёт покоя современным уральским книгоиздателям креативная мысль Василия Алибабаевича из фильма «Джентльмены удачи». Как вы помните, свой срок он отбывал за то, что бензин разбавлял ослиной мочой. Но в его кишлаке ослов, причём настоящих, водилось немерено, так что дармовая моча позволяла Василию Алибабаевичу положить в свой карман не один червонец. А вот откуда этот продукт берут книгоиздатели Урала и как используют на практике, посмотрим на нескольких проектах.

Возьмём издательство «Ибаска». Не стоит искать такое название в реальности, конечно, оно вымышленное. Если бы у издательства по-настоящему было такое имя, все бы знали, чем на самом деле оно занимается.

Есть на Севере нашего региона замечательный богатый край, назовём его Ябиг, с богатым прошлым и не менее богатой мошной. Несколько лет совместно с институтом, к примеру, мистерии и морфиологии, он собирал материалы по своей истории. И настало время поведать её миру. Главные люди Ябига и лучшие учёные института задумали написать книгу — аж в 4-х томах, самую красивую и самую умную. Учёные тут же сели писать её, а главные люди пошли выделять деньги. Но когда рукопись была готова, а деньги выделены, случилась на Ябиге перемена власти. А наша новая власть, как известно, на то она и новая, что даже самые лучшие дела предшественников должна совковой лопатой в землю закопать, чтобы для своих дел поляну вытоптать. И захотелось новым людям Ябига в эту совместную работу новой струи подпустить, и организовали они тендер: кто лучше авторов сможет их работу завершить и издать. Кто ж знал, что струя это новая василиалибабаевичевым способом сделана будет?

Настало время разобраться, что из себя сегодня представляет тендер. Качественный производитель никогда не сможет в нём победить, потому что его услуги или товар не самые дешёвые. Ведь мы же уже знаем, что самый дешёвый бензин — это тот, что продаёт Василий Алибабаевич. Вывод прост: чем больше ослиной мочи, тем легче выиграть тендер. Что же получилось в итоге?

Замечательное издательство «Ибаска» легко вышло в лидеры. Сказать по правде, те издательства, что не пользуются отходами жизнедеятельности длинноухих парнокопытных, когда узнают об участии «Ибаски» в очередном каком-нибудь тендере, то в нём уже не участвуют. Почему? Да всё просто. Брезгуют. Как вы думаете, можно ли от рождения до совершеннолетия дорасти за три года? А можно ли булку хлеба, которая стоит 15 рублей, купить за 2 рубля? А можно ли книгу, которая стоит в производстве, допустим, сто рублей, сделать, скажем, за рубль? «Можно, — ответите вы, но при этом обязательно добавите, — если...». Вот это «если» и есть не что иное, как отступление от технологии, некачественные материалы, халтурная работа, исключение некоторых этапов производства, и при этом уж слишком завышенная оплата личного причастия к проекту — одним словом — ноу-хау Василия Алибабаевича.

Возникает вопрос, а заметил ли заказчик странноватый душок от выданного ему продукта? Скорее всего — нет.

Как, например, чиновник–менеджер может заметить, что в книге нет элементарного редактирования текста? Выражение «монотонная равномерная равнина», да ещё вложенное в уста учёного, которое у среднестатистического читателя вызывает смех, а у филолога — ужас, для распределяющего деньги чиновника звучит в лучшем случае как «вечерний морской откат», а в худшем: «А какая ещё может быть равнина? Конечно, только равномерная и монотонная! А кто такой редактор?».

А термин «оинтеграцияп», прошедший через четырёх обозначенных в титуле редакторов-корректоров и главного редактора, для нормального человека вообще звучит как бред сивой кобылы, а чиновничий мозг, видимо, боясь показаться недостаточно серым, кивает головой и говорит, что он уже этот термин слышал вчера по телевизору в популярном ток-шоу.

А взять, к примеру, четыре совершенно одинаковых вступления к четырём полутомам проекта... Представляете, каждый полутом открывает одна и та же абсолютно одинаковая статья... А если бы томов было 8, 16, 32... Блекнет перед ноу-хау «Ибаски» даже анекдот про пресловутого прапорщика, которому надо объяснять всего два раза и второй раз всего в два раза медленнее. Или, может, у издателя оказались излишки ослиной мочи, которыми он щедро поделился с авторами: а вдруг и члены комиссии, определяющей рейтинговые стимулирующие надбавки учёным за публикации, не удосужатся прочитать и зачтут это одно и то же за четыре разных публикации?..

Возникает вопрос, а догадывается ли заказчик, что сделанный по его тендеру продукт, мягко говоря, сомнительного качества? Скорее всего — да. И не только догадывается, а знает наверняка, хотя бы потому, что когда, например, встаёт вопрос, в каком отеле проживать народному избраннику, то решается он, судя по результату, без всякого тендера — безусловно, в том, где номер стоит 50 тысяч в сутки, а не в 300-рублёвом «клоповнике», который и достался бы ему по законным правилам тендера, принятым этим самым избранником.

Но вернёмся к уральским книгоиздателям. Только слепо-глухо-немой может принять сотворённые «Ибаской» четыре разваливающихся книги тёмно-буро-антикризисного цвета за высокохудожественное подарочное академиче­ское издание, которое к тому же вместо ноября вышло в свет спустя почти полгода. Видимо, шло оно в этот свет до Ябига по заметённому зимнику тяжёлой походкой КАМАЗов, время от времени теряясь на великих просторах «монотонной равномерной равнины».

Да, жива незатейливая идея Василия Алибабаевича.

Возьмём, например, издательство «Украд». Не стоит искать такое название в реальности, конечно же, оно вымышленное. Если бы у издательства по-настоящему было такое имя, все бы знали, чем на самом деле оно занимается.

Уже много лет одна за другой выходят книги о жизни самых замечательных людей. Эту серию узнают с первого взгляда на обложку, в личных библиотеках ей выделяют целые шкафы и вместительные полки. В ней публикуются только лучшие тексты лучших авторов. И до этого дня издательство «Украд» к этой серии не имело никакого отношения. Оно и сейчас к ней не имеет никакого отношения, но сработал принцип Василия Алибабаевича, столь любимый издательствами подобного пошиба. И появилась впопыхах сработанная калька: жизнь то ли выдающихся, то ли замечательных, то ли... И своей ослиной мочой «Украд» разбавил совершенно чужой бензин. Что получилось? — Безвкусно подпорченная, но, тем не менее, узнаваемая с первого взгляда обложка популярной серии, тяжёлый околонаукообразный текст, торопливо изданный, словно возрождая традиции рапортования к сроку, к очередной дате, например, к дню рождения Первого Президента России, или к полёту Юрия Алексеевича Гагарина..

Вот только возникают вопросы: в чей адрес оскорблённым уральцам, которых по непонятным признакам почему-то выделили из категории людей, обратить своё негодование и плюнуть самой натуральной слюной, и в курсе ли уважаемое издательство, выпускающее популярную серию, что в его бензин подпустило свою струю издательство «Украд»?

Ерунда, говорите?.. Не убудет, говорите?.. Вот и директор «Украда» тоже думает: «Зачем работать, придумывать, создавать своё, когда можно чужую идейку стибрить, а самому себе любимому за эту славную мыслишку и гонорарчик повышенный положить можно? Ведь даже с Василием Алибабаевичем — первооткрывателем метода — делиться не надо!».

А что? Ведь не делятся же с ним те, кто вместо качественной, разработанной по всем ГОСТам военной формы изготавливает преступную поделку, в которой замерзают в армии наши мальчики. Не делятся те, кто строит такие дороги, которые через месяц ремонтировать надо; кто возводит сооружения, у которых через год крыши падают; строит такие мосты, которые ещё недостроенными складываются как карточный домик, или предлагает детям, изданные за государственные, то есть наши с вами денюжки, такие «оптимистические» стихи, как «едут по улицам гробики полные, в каждом мертвец молодой...». Ну, чтобы детям достойно в нашу действительность войти, да пошитой за тендернутые деньги военной формы не гнушаться...

Вот принято почему-то за всё-про всё нашу власть ругать: и снегу много, и воздух грязный, и детсадов не хватает, и зарплаты у бюджетников маленькие, и заводы не работают, и водка дорогая, и дороги плохие... стоп... что там ещё с дорогами-то идёт? Правильно — дураки. Вот только за них и надо нашу власть ругать. Если бы вместо дураков у нас на всех постах работали профессионалы — жили бы мы уже в другой стране — честной, чистой, красивой, богатой, а главное — в такой, где людей уважают и отнюдь не по признаку личного родства-кумовства, а за то, что они делают. А то придёт эдакий знакомец, типа директора «Украда» на мягких лапах к ответственному, но безответственному чиновнику, лизнёт, где поприятнее, а ему — тынсь — и кусок народных денег отвалят. Он машинку себе поменяет или ещё что износившееся, а заодно свою халтурку соорудит — книжицу историческую незатейливую, которую ему поможет сварганить врач (офтальмолог, гинеколог, уролог,стоматолог — выбрать понравившееся) или инженер (по технике безопасности, по строительным работам, по уборке мусора, по отливке иконостасов — выбрать понравившееся), а если брать профессионала, то себе на износившееся не хватит, а эти на основной работе на жизнь себе и так заработают. Правда, я вдруг задумалась, а стоит ли к такому, например, офтальмологу-краеведу с больными глазами идти, хороший ли он специалист, если не своим делом занимается, вылечит ли он глазки-то, не натянет ли глаз на... ой, извините, фильм «Ширли-мырли» вдруг припомнился... А потом этот директор на своих мягких лапах обратно к своему знакомцу-чиновнику с книжицей крадётся, мол, давай отметим всенародно — нашумим на телевидении, насветимся в прессе. Вот и шумят, и светятся, вместо того, чтобы открыть «творение книжное» и прочитать культурные очерки про трупы, выброшенные в болото, которые сегодняшние поколения на уроках по патриотизму должны будут откопать; про города, то дружно чавкающие в столовых, то углубляющие свою историю, то улыбающиеся своими решётчатыми деревянными окнами; и исторические очерки, в которых вместо фактов, даются сведения по принципу «говорят», «старожилы рассказывают», «не исключено», «скорее всего», «вполне вероятно», «надо полагать», «ходила байка», но особенно мне нравится «по слухам» — это так исторично звучит! Представляете, целая серия книжек слухов о городах N-ской области... По слухам, которые рассказывают старожилы, директор издательства «Украд» никак не может найти секрет вечного богатства, но не исключено, вполне вероятно, что скорее всего он просто не там ищет, и, надо полагать, до тех пор, пока не изменит вектор своих поисков, его книги буду восприниматься проходными байками. А городам с их решётчатыми улыбками не обидно?..

Если вы помните, Василий Алибабаевич на своей креативной идее ничего, кроме срока, не заработал, но зато прославился. А какими интересами руководствуются те, кто намеренно выращивает на своём теле эдакие грибы-паразиты, которые то и дело подпускают в их продукт ту самую разжижающую субстанцию.

Общеизвестно, что сегодня библиотеки переводят старинные, редкие да и не только книги в электронный формат для того, чтобы сделать их доступными как можно большему количеству читателей. Но тут-то и появляется какая-нибудь «Ибаска», чтобы придать доброму делу свой специфический душок. Она якобы готова отсканировать и разместить на дисках тексты этих книг и выпустить их громадным тиражом для всех страждущих. К слову, громадный тираж, конечно же, плод мечтаний, но вот те немногочисленные диски, которые всё-таки напечатаны, умельцы «Ибаски» загоняют по баснословной цене и, в первую очередь, тем самым библиотекам, которые обещали осчастливить. Причём стоят эти диски на несколько порядков выше, чем любой коммерческий CD-диск. В принципе, банальный ослиный энурез. Но есть один грязно-примечательный, можно сказать, варварский момент: странным образом права как на тексты, ставшие общественным достоянием, так и на тексты ныне живущих исследователей оказываются захваченными издательством «Ибаска». Именно захваченными, присвоенными, а не купленными, как положено в цивилизованном обществе. В голову приходят два варианта: либо предводитель «Ибаски» овладел вместо правильного русского языка и честной бухгалтерии секретом цыганского гипноза, либо мы нашли, где у нас на Урале водятся те ослы, от которых всякие «Украды» и «Ибаски» снабжаются пресловутым золотистым продуктом. Но какой бы из вариантов не выбрали, в итоге всё равно — противно. Удивительно, но библиотеки почему-то идут на такое сотрудничество. Идут, несмотря на то, что сами укомплектованы и компьютерами, и сканерами, и программами, позволяющими переводить книги в цифровой формат, и в штате есть сотрудники, способные делать эти электронные копии, и государство выделяет на это деньги. Или, может, один из отстёгнутых порядков прикрыл глаза и восстановил равновесие в душе представителей самой листающей в мире профессии?

То ли дело у представителей самой считающей в мире профессии, которые каждый месяц, каждый квартал, каждые полгода и год сдают всевозможные отчёты во всевозможные надзирающие инстанции. Всё просто: под каждый отчёт обновляется программа — добавила шустрая фирмочка палочку с левого бока или клеточку с правого, — и тысячи тысяч бухгалтерий вынуждены к их палочкам отстёгивать свои нолики. А на старой программе ни одна инстанция почему-то уже не принимает...

Замкнутый круг получается: чем больше проверяющих инстанций, тем больше отчётов; чем больше отчётов, тем больше всяких программ; чем больше всяких программ, тем больше фирмочек, их изготавливающих; чем больше фирмочек, тем больше нужно добавлять ноликов на их содержание, а чем больше ноликов, тем больше проверяющих инстанций. Схема, достойная не только Василия Алибабаевича, но даже самого Остапа Бендера...

Много историй можно рассказать об уральских издательствах «Украд» и «Ибаска». Да вот беда, все эти истории, как две капли уж и смущаюсь сказать чего, похожи друг на друга. Плохо от этого всем, и авторам, которых вывели на посмешище, и читателям, которых с души воротит от обилия ошибок, перепутанных фотографий, дат, фамилий, непроверенной информации. Плохо нам всем, потому что деньги, выделенные из бюджета на подобные проекты, просто украдены и выброшены на ветер. Плохо тем, кто на таких книгах только начинает постигать культуру, историю своей великой Родины. Плохо Родине, хотя бы потому, что её высокопоставленные чиновники, вместе с креслом получившие возможность «рулить» и книжной отраслью, прикасаясь к ибаскаукрадским книгам, не только не приобретают уважения к книге как таковой, к книге как важнейшему источнику просвещения, а даже предлагают вместе с этими и все другие книги из библиотек повыбросить.

Хорошо только «украдам» и «ибаскам», которым, по большому счёту, даже всё равно, что разбавлять своим непрофессионализмом и глубочайшей непорядочностью, будь то книги, диски, спирт, бензин, чужие мыли, своё словоблудие... Хорошо сидящим у руля тендера, транжирящим государственные деньги и при этом ни за что не отвечающим, блаженным в осознании собственной значимости и не способным увидеть свою глобальную ненужность. Но лучше всех тем, кто выдумал этот самый тендер, позволивший снять ответственность за конечный результат, лишить общество изготовления качественного продукта и получения качественной услуги, открыть шлюзы не только для известной вонючей жидкости, но и для многочисленных вариантов коррупции, тем самым день за днём подрывать ещё какой-никакой авторитет всей иерархической цепочки государственной власти.

А, может, ещё осталось немного времени, чтобы вопреки всяче­ским переполохам, неустойчивым трубам и крепко стоящим приборам, взять и просто-напросто закрутить маленький краник со столь привлекательной ослиной жидкостью, тем самым просто и надёжно освободить общество от очередных поделок всяких «украдов», «ибасак» и иже с ними?..


13 августа 2011 года.

© Учреждение культуры «Банк Культурной Информации»

 


© Зарубин А. В., 2005—2015

eXTReMe Tracker